Организация системы прослеживаемости (30.03.2020)

Создание системы прослеживаемости в последние годы стало актуальным для всех участников пищевой цепи, поскольку поддерживается требованиями национального законодательства, требованиями международных признанных кодов практики (таких, как документы Комиссии Codex Alimentarius), международного стандарта ISO 22000, различных схем сертификации (FSSС 22000, IFS, BRC, GMP+ и т.п.) и требованиями бизнес-клиентов (крупных сетей ресторанов, торговых сетей). При этом следует отметить, что требования в отношении системы прослеживаемости также распространяются и на сами торговые и ресторанные сети, как на прямых участников цепи поставки пищевых продуктов.

В соответствии с такими требованиями, каждое звено в цепи поставки должно иметь возможность отслеживать все поставляемые и получаемые продукты. Это включает возможность отслеживать, при необходимости и ингредиенты, используемые для производства готовой продукции.

Надежное функционирование системы прослеживаемости позволяет обеспечить быструю реакцию в случае инцидентов с пищевыми продуктами, такую как: организацию изъятия и/или отзыва продукции, при необходимости, информирование регуляторных органов, средств массовой информации, поставщиков и потребителей, предпринять необходимые корректирующие действия, а также может помочь минимизировать последствия инцидента и масштаб изъятия и/или отзыва.

Система прослеживаемости участника пищевой цепи должна иметь возможность отслеживать продукты, приобретенные у поставщиков и проданные бизнес-клиентам. То есть, розничные конечные потребители не включаются в систему прослеживаемости.

Для обеспечения надежной прослеживаемости, определение партии продуктов имеет важное значение. Это может способствовать ограничению количества продуктов, которые в случае инцидента должны быть изъяты или отозваны, поскольку, в случае инцидента, связанного с безопасностью пищевых продуктов, целая партия считается небезопасной, если участник пищевой цепи не сможет продемонстрировать иное.

Участники пищевой цепи должны включать в систему прослеживаемости пищевых продуктов, как минимум информацию о прослеживаемости на один шаг назад и один шаг вперед.

Для поддержания функционирования системы прослеживаемости должна быть доступна следующая информация:

  • название и адрес поставщика / бизнес-клиента (розничные продавцы продуктов питания, включая предприятия общественного питания, не обязаны хранить информацию о прослеживаемости, касающуюся продаж конечному потребителю),
  • реквизиты продукта, для возможности его идентификации, включая количество, а также информацию о дате совершения сделки и доставки продукта.

Хранение продуктов (включая сырье) в оригинальной упаковке облегчает получение информации и управление системой прослеживаемости.

Операторы рынка, которые занимаются продуктами животного происхождения или проросшими семенами должны обеспечивать систему прослеживаемости дополнительной информацией. Такие требования изложены, например в Регламенте Европейского Союза № 178/2002, где говорится о том, что операторы рынка, которые обрабатывают продукты животного происхождения или проросшие семена должны предоставлять регуляторным и правоохранительным органам по их запросу дополнительную информацию.

Для продуктов животного происхождения эта информация включает:

  • точное наименование продукта,
  • объем или количество продукта,
  • название и адрес оператора рынка, с которого были отправлены продукты,
  • название и адрес грузоотправителя (владельца), если они отличаются от названия и адреса оператора рынка, откуда были отправлены продукты,
  • название и адрес оператора рынка, которому отправляются продукты (если это не конечный розничный потребитель),
  • название и адрес получателя (владельца), если они отличаются от названия и адреса оператора рынка, которому отправляются продукты (если это не конечный розничный потребитель),
  • информацию с указанием партии продукта, части партии продукта или поставки, в зависимости от обстоятельств,
  • дату отправки.

Для проросших семян эта информация включает:

  • точное описание семян или ростков, включая таксономическое название растения,
  • объем или количество поставляемых семян или ростков,
  • название и адрес оператора рынка, с которого были отправлены семена или ростки,
  • название и адрес грузоотправителя (владельца), если они отличаются от названия и адреса оператора рынка, откуда были отправлены семена или ростки,
  • название и адрес оператора рынка, которому отправляются семена или ростки (если это не конечный розничный потребитель),
  • название и адрес получателя (владельца), если они отличаются от названия и адреса оператора рынка, которому отправляются семена или ростки (если это не конечный розничный потребитель),
  • идентификацию партии, в зависимости от ситуации,
  • дату отправки.

При этом, для проросших семян эта дополнительная информация не требуется после того, как проросшие семена подверглись обработке, которая устраняет микробиологические риски.

Информация о прослеживаемости продуктов животного происхождения и проросших семян должна обновляться ежедневно.

Операторы рынка должны постоянно актуализировать регуляторные требования с тем, чтобы следить за изменениями в законодательстве, имеющими отношение к определенным пищевым продуктам. Например, после возникших инцидентов с фальсификацией говядины и рыбных продуктов, в Европейском Союзе были введены особые требования по обеспечению прослеживаемости для этих продуктов.

Продолжение следует…

Mikhail Kalinichenko

Facebook