Изъятие и отзыв (1.04.2020)

Процедуры изъятия и отзыва требуются для операторов рынка пищевых продуктов для тех случаях, когда возникают инциденты с пищевыми продуктами. При этом такие процедуры могут касаться не только непосредственных производителей пищевых продуктов, но и других участников пищевой цепи.

С чем приходится сталкиваться на практике?

Как правило, процедуры изъятия и отзыва разрабатывают производители пищевых продуктов (кормов для животных) в том случае, когда внедряют систему менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 22000 или признанных схем сертификации (FSSC 22000, IFS, BRCGS, GMP+ и т.п.).

У остальных участников пищевой цепи таких процедур нет, и они не знают, какие действия им нужно выполнять при возникновении инцидентов с пищевыми продуктами. При этом, очень часто наблюдается такая ситуация, когда в крупных компаниях есть одно или несколько предприятий по производству пищевых продуктов и одно или несколько предприятий, которые занимаются распределением (дистрибуцией) пищевых продуктов. Поскольку предприятия-производители под влиянием, как правило, внешних требований внедряют у себя системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, у них существуют процедуры изъятия/отзыва. А предприятия распределения (дистрибуции) систем менеджмента безопасности пищевых продуктов не имеют и, как следствие, не имеют соответствующих процедур изъятия/отзыва.

В чем причина? Как всегда, причина одна – деньги. Реализация любых требований в отношении безопасности нуждается в ресурсах, и многие экономят, очень часто на безопасности. А ведь любой безопасный пищевой продукт (корм) можно превратить в небезопасный в процессах транспортировки, хранения, распределения.

Как говорилось в предыдущей статье, система прослеживаемости является основой для обеспечения процедур изъятия/отзыва, поскольку обеспечивает эти процедуры необходимой информацией о движении пищевых продуктов. Если система прослеживаемости должна поддерживать информацию «шаг вперед и шаг назад», то при отсутствии такой системы у всех участников пищевой цепи, будет разрываться цепь. Тестирование отзыва продукта очень часто обрывается в следующем за производителем звене пищевой цепи. Следствие напрашивается само собой. Системы прослеживаемости, изъятия и отзыва должны быть у всех участников пищевой цепи.

Чем отличается изъятие от отзыва? Как любил говорить один мой знакомый: «Давайте определимся с терминами».

Изъятие – процесс, с помощью которого осуществляется удаление из цепи поставок небезопасных продуктов, от бизнес-клиентов, но не от конечных потребителей. Как правило осуществляется в тех случаях, когда небезопасные пищевые продукты не попали в розничную торговую сеть.

Отзыв – процесс, с помощью которого осуществляется удаление из цепи поставок небезопасных продуктов от бизнес-клиентов или конечных потребителей. Осуществляется в тех случаях, когда небезопасные пищевые продукты попали в розничную торговую сеть и достигли или могли достигнуть конечного потребителя.

Процессы изъятия и отзыва можно применять не только для небезопасных продуктов, но и для продуктов, не соответствующих спецификациям, показателям качества и т.п. Решение о распространении процедур изъятия/отзыва принимают операторы рынка пищевых продуктов в зависимости от требований применяемых стандартов, схем сертификации, клиентов и собственных требований.

Когда возникает необходимость проведения изъятия/отзыва приходится одновременно выполнять ряд действий, следовательно предварительное планирование играет важную роль.

Хорошее планирование предотвращает плохое выполнение, ну или способствует такому предотвращению.

Для успешной реализации изъятия/отзыва операторы рынка должны обеспечить необходимые процедуры и документацию в рамках своей системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, которые должны включать:

  • персональный список команды (группы), которая будет принимать участие в реализации изъятия/отзыва

ПРИМЕЧАНИЕ: список должен поддерживаться в актуальном состоянии и включать не только имена и фамилии, а и номера телефонов круглосуточного доступа, адреса электронной почты

  • определение полномочий и ответственности членов команды (группы)
  • процедуры изъятия/отзыва
  • процедуры оценки рисков
  • процедуры уведомления
  • шаблоны связи
  • журнал регистрации инцидентов с пищевыми продуктами
  • процедуры тестирования изъятия/отзыва
  • процедуры мониторинга и анализа изъятия/отзыва

Состав команды (группы) может быть различным в зависимости от размера и сложности оператора рынка пищевых продуктов. В команду (группу) могут входить представители следующих сфер деятельности:

  • производственные подразделения
  • складские подразделения
  • подразделения безопасности и/или качества
  • инженерная служба
  • подразделения планирования и учета
  • бухгалтерия
  • подразделения маркетинга/продаж
  • юридические подразделения
  • подразделения распределения (дистрибуции)
  • подразделения связей с общественностью и регуляторными органами

Продолжение следует.

Mikhail Kalinichenko

Facebook