Изъятие и отзыв (продолжение) (2.04.2020)

Полномочия и ответственность для участников команды (группы) могут быть, например, такими:

Производственные подразделения:

  • Определить партию продукции, попавшую под влияние инцидента
  • Прекратить производство, если обстоятельства указывают на небезопасность продукта
  • Определить сырье, попавшее под влияние инцидента / вовлеченное в производство партии, попавшей под влияние инцидента
  • Предоставить документы о внутреннем перемещении готовой продукции, попавшей под влияние инцидента
  • Предоставить документы о внутреннем перемещении сырья, попавшего под влияние инцидента / вовлеченное в производство партии, попавшей под влияние инцидента

Складские подразделения

  • Определить наличие на складе готовой продукции, из партии, попавшей под влияние инцидента
  • Изолировать небезопасную продукцию
  • Подготовить изолированные складские площади для приема изъятой/отозванной небезопасной продукции
  • Определить наличие на складе сырья, попавшего под влияние инцидента / вовлеченное в производство партии, попавшей под влияние инцидента
  • Изолировать сырье, попавшее под влияние инцидента / вовлеченное в производство партии, попавшей под влияние инцидента
  • Предоставить документы о внутреннем перемещении готовой продукции, попавшей под влияние инцидента
  • Предоставить документы о внутреннем перемещении сырья, попавшего под влияние инцидента / вовлеченное в производство партии, попавшей под влияние инцидента

ПРИМЕЧАНИЕ: в отдельных случаях, операторы рынка пищевых продуктов не имеют права принимать назад на свои склады небезопасную продукцию. В этом случае необходимо подготовить складские мощности для временного хранения небезопасной продукции.

Подразделения безопасности и/или качества

  • Провести оценку риска для безопасности пищевых продуктов.
  • Подготовить уведомление поставщикам, бизнес-клиентам и регуляторным органам
  • Выполнить анализ корневых причин
  • Провести мониторинг изоляции продукции и сырья, попавших под влияние инцидента

Инженерная служба

  • Подготовить информацию о работе оборудования
  • Подготовить информацию об обслуживании оборудования
  • Провести ремонт оборудования (при необходимости)

Подразделения планирования и учета

  • Предоставить документы, связанные с планом производства продукции, попавшей под влияние инцидента
  • Предоставить документы, связанные с отчетами производства продукции, попавшей под влияние инцидента
  • Выполнить корректировку планов производства, в соответствии с выполненной оценкой риска

Бухгалтерия

  • Предоставить копии первичных документов, связанных с реализацией продуктов, попавших под влияние инцидента
  • Предоставить копии первичных документов, связанных с закупкой сырья, попавшего под влияние инцидента

Подразделения маркетинга/продаж

  • Определить направления реализации небезопасной продукции
  • Связаться с бизнес-клиентами и предоставить им информацию о том, как следует обращаться небезопасной продукцией
  • Организовать сбор продукции от бизнес-клиентов и, при необходимости из розничных торговых точек

Юридические подразделения

  • Решать юридические вопросы

Подразделения распределения (дистрибуции)

  • Заблокировать небезопасную продукцию и остановить распределение
  • Подготовить данные инвентаризации и распределения
  • Установить, достигла ли небезопасная продукция конечного потребителя
  • Организовать возврат и управление небезопасной продукцией

Подразделения связей с общественностью и регуляторными органами

  • Разместить информацию в средствах массовой информации, подготовить, согласовать с руководством и направить пресс-релизы
  • Обрабатывать сообщения и запросы средств массовой информации, государственных регуляторных органов
  • Выполнить другие PR-мероприятия по мере необходимости

Это только пример, а не исчерпывающий перечень. В каждом случае операторы рынка должны определить полномочия и ответственность участников команды (группы) в зависимости от своей организационной структуры, количества участников команды (группы) использования внешне предоставляемых услуг и прочих условий, характерных для своего бизнеса.

Важно поддерживать актуальный список внутренних и внешних контактов на случай изъятия/отзыва продукции, которые могут быть включены в план изъятия/отзыва продукции. Операторы рынка должны принимать во внимание требования защиты данных для получения, хранения, обработки и уничтожения персональных данных.

Примеры внутренних контактов, которые должны поддерживаться:

  • Высшее руководство
  • Члены команды (группы), которая будет принимать участие в реализации изъятия/отзыва

Примеры внешних контактов, которые должны поддерживаться (первые руководители и заместители):

  • поставщики сырья и контактирующих материалов
  • бизнес-клиенты
  • поставщики услуг транспорта для перевозки продукции
  • склады / холодильные камеры
  • государственные регуляторные органы
  • организации потребителей (при наличии)

Достаточно часто возникает необходимость связи с контактными лицами во внерабочее время, поэтому важно поддерживать перечень контактов таким образом, чтобы можно было обеспечить соответствующую связь. Именно поэтому, некоторые крупные сети предъявляют требования к проведению тренировок изъятия/отзыва продукции по окончании рабочего дня.

Поскольку риск-ориентированный подход является одним из ключевых элементов современных систем менеджмента, операторы рынка должны разработать свои собственные процедуры оценки риска и процедуры уведомления соответствующих заинтересованных сторон.

План или программа изъятия/отзыва продукции должны включать необходимые действия по уведомлению соответствующих заинтересованных сторон.

Полезно иметь заготовленные заранее и согласованные с юридическими службами и высшим руководством операторов рынка шаблоны для информирования всех категорий заинтересованных сторон, таких как бизнес-клиенты, поставщики, государственные регуляторные органы, средства массовой информации и потребители.

Периодические проверки (тестирование) планов или программ изъятия/отзыва продукции способствуют обеспечению соответствующих систем и процедур в случае возникновения инцидентов с пищевыми продуктами.

Такие проверки или тестирования должны проводиться, по крайней мере, ежегодно и должны включать в себя тренировку с участием бизнес-клиентов и с регистрацией времени выполнения всех действий, предусмотренных планом или программой изъятия/отзыва, поскольку такие тренировки способны продемонстрировать наличие возможности всех участников цепи поставки пищевых продуктов в кризисных ситуациях.

Я со своей стороны, желаю всем построить такие системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, которые защитят вас от возникновения инцидентов и в которых изъятие/отзыв продукции будут проводиться только в качестве тренировок.

Для получения консультаций, формы заявки, а также для получения дополнительной информации, обращайтесь, пожалуйста, по телефону +380462613140, или отправьте запрос электронной почтой на адрес office@teamsuprema.com.

Mikhail Kalinichenko

Facebook